В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

22.10.2009
Материал относится к разделам:
  - Фестивали. Фестиваль им. В. Грушина
Авторы: 
Каримов Игорь

Источник:
http://gryzlov.livejournal.com/39998.html
http://gryzlov.livejournal.com/39998.html
 

Будет две "Груши"? - А ты куда? - А я на то г..вно, которое давно!


Издевательство над простыми людьми. Зачем вот так нелепо перед ними поставлена дурацкая проблема выбора между одинаково спорными (мягко говоря) фестивалями.

 

Да, я считаю их одинаково спорными. С форматом Грушинского фестиваля я никогда не был в согласии, и считаю, что данная ситуация — закономерный итог. Что касается фестиваля, который предлагает новая команда, то здесь вопросов куда больше, чем ответов.

 

Итак, С КЕМ ТЫ?

 

С Борисом Кейльманом или с Петром Старцевым и Михаилом Грушиным?

 

По сути, вопрос никому не понятный, да и поставлен он по-дурацки.

 

Попытаемся поразмышлять.

 

С одной стороны, 33 фестиваля, посвященные Валерию Грушину и организованные командой Бориса Кейльмана, были очень разными, кому-то они нравились, кому-то не очень (я лично последние 15 лет не ездил на них).

 

С другой стороны, Петр Старцев и Миша Грушин пока еще не организовывали ни одного фестиваля и не вкладывали ни копейки в это трудное великое действо.

 

На одной чаше весов — великая традиция, с грудой ошибок за 40 лет существования, с очень корявой коммерцией. На другой чаше — коньюнктура, а по сути — вопиющее безобразие, я бы сказал — оккупация, силовой захват власти (денежный, я имею ввиду "МЕТУ").

 

Если вы, новоиспеченные руководители, не согласны с политикой Кейльмана, сделайте свой фестиваль: в своем формате, на той же Волге, в то же время, но – НА ДРУГОМ МЕСТЕ.

 

И пусть бы его возглавил, например, тот, с кем не поделил власть Кейльман, а именно — Фишгойт. Может быть, и вправду новой команде удалось бы все сделать по-другому, много лучше? Может быть, — если бы не так грязно вытеснили они старую команду...а потом стали предлагать войти в оргкомитет, и объединятся.

 

Петр Старцев, твоя команда допустила и вторую ошибку, взяв в свое окружение варяга Михаила Грушина, человека, который всеми правдами и неправдами пытается сделать себе имя на имени якобы своего дяди, и более того — человека, который всех вас сдвинет и останется главным "создателем и организатором" всех фестивалей АП.

 

Если вам интересно мое мнение о Мише Грушине, которого я знаю вот уже 6 лет, скажу его сейчас, — потом будет уже поздно.

 

Мягко стелет... обаятелен... настоящий коммерсант... Но в разведку с ним я не пошел бы . Человек, для которого главное – собственное "я", стремление во власть любыми путями.

 

Я даю себе отчет в своих словах, потому что имею на то основания.

 

Давайте еще раз посмотрим на личности. С одной стороны — Кейльман со своей командой: кто как не он довел фестиваль до такого состояния — это факт.

 

С другой стороны — Старцев, Фишгойт, Миша Грушин: вроде как новая команда, но чтобы они ни говорили, я им не верю — слишком грязно они начали. Купили не просто землю, купили самое святое — традицию, память о Валерии Грушине.

 

Грязными руками чистые дела не делаются. Вон Ланцберг решил — и сделал свой "Второй канал", никого при этом не притеснив.

 

Народ понаслышке знает Борю Кейльмана, каждый год видит его очень простое лицо и 40 лет тянется на фестивали возглавляемые им. Народ не знает Мишу Грушина, но в душе очень надеется на новую, молодую струю в делах фестивальных. Так ведь?

 

Так что же делать народу? Куда ехать?

 

С некоторыми авторами понятно, они поедут туда, где больше заплатят (кончилось то время, когда совесть и идея были во главе). А другие вообще никуда не поедут, что для таких обстоятельств самое правильное решение. Молодые авторы поедут к тому, кто первый пригласит. А может, и туда и сюда — вдруг где-нибудь лауреата дадут.

 

А народ будет метаться между полянами. Кто-то только этим и будет заниматься, получая от этого кайф. Кто-то на этом будет зарабатывать, организовав "челноки" на машинах, лодках, вертолетах между полянами.

 

Короче, — раздрай.

 

И все это под именем светлой памяти Валерия Грушина.

 

Ну а что же будет с песней? А вот что.

 

В 2007 году, можно сказать, — кончилась эпоха Грушинских фестивалей. Начинается эпоха фестивалей "На Волге" в очень широком смысле этого слова, с маленькой прослойкой бардовской песни где-то в середине. А иначе как делать деньги? Место раскручено за десятки лет, осталось правильно организовать "поборы"...

 

Продолжим рассуждения.

 

То, что случилось, — случилось давно. Назовите мне Грушинский фестиваль, который можно взять за образец. Может, и был такой, но очень, очень давно. Сегодня ситуация такова, что ни одна, ни другая сторона конфликта не смогут сделать фестиваль правильным. Ломать надо систему, а с ней и само руководство, если оно продолжит действовать по-старинке.

 

 

Фестиваль раздвоился, и к этому все шло, —

потому что он давно перевалил критическую точку по массовости.

Людей стали считать толпами, единицей меры стали десятки тысяч человек.

Возьмем книгу "Грушинский" и начнем смотреть с 10-го фестиваля.

1977 год — 38 тысяч, потом 60, 90, 130, 150...:

На 27-м фестивале в 2000-м году — 190-210 тысяч.

Как в татарском войске — "тьма", три "тьмы", четыре и т. д.

 

Попробуйте охватить взглядом сидящих зрителей в количестве пяти тысяч — не получится,

это очень много. А ведь надо, чтобы всё происходящее было ДЛЯ ЛЮДЕЙ, А НЕ ДЛЯ МАССЫ.

 

 

Старшее поколение помнит хорошие фестивали до Девятого, да и тогда уже самым интересным временем была ночь с воскресенья на понедельник, когда уезжали "десятки тысяч", приехавшие из Куйбышева на пикник за отгулы, а на поляне оставались только истинные любители жанра, приехавшие часто очень издалека, а также знаменитые и не очень барды, и все они, вместе с организаторами фестиваля — Куйбышевским клубом песни, собирались у огромного костра. Вот тогда-то и начиналось настоящие песнопение, с гитарой по кругу. Ради этой незабываемой ночи многие и ехали тогда на Волгу.

 

Сколько собиралось у этого костра? Человек 300 а может быть, 700. Когда был последний такой костер? — Вот тогда еще фестиваль и был фестивалем.

 

Критикуя, предлагай — таков мой принцип. Предложения мои относятся не к художественной, "идеологической" части фестиваля, а исключительно к его организации (чего же еще можно ожидать от закоренелого "орга"?).

 

Все очень просто, как в том анекдоте во времена советской власти: "Вопрос: что надо сделать, чтобы в стране было хорошо с продуктами? Ответ: сменить правительство и выкрасить заборы в зеленый цвет". Обязательно возникал встречный вопрос: а почему в зеленый цвет? И ни у кого не возникало вопроса по поводу смены правительства.

 

Так и сейчас: первое, что назрело, а может быть, уже и вызрело, – это сменить Кейльмана! И я скажу, почему.

 

Какой бы хороший ни был начальник, но все равно наступает время, когда критическая масса обиженных им людей превышает допустимую норму, и тогда происходит взрыв недовольных и обиженных. (А справедливости ради скажу, что виновным лидера считают и те, кого худсовет не пропустил на сцену, и те, кого милиция призвала к порядку, и многие, многие другие, — все равно руководитель г..но, — так устроена жизнь.)

 

Поэтому надо вовремя уходить, "пока не побили". Иначе вся эта ситуация мешает делу, всегда происходит раскол в коллективе. Незаменимых нет, а если действительно нет новых лидеров, то виноват в этом сам руководитель.

 

И второе. Назрел удобный момент в жизни "Груши", и не воспользоваться им — значит упустить шанс. Сейчас как раз то время, когда просто необходимо радикальным образом перестроить всю структуру фестиваля, что сохранит фестиваль и даст новый толчок к его процветанию.

 

За 40 лет я не знаю ни одного примера, ни у нас, ни за рубежом, чтобы громадные песенные фестивали правильно выживали и здравствовали. Сама наша песня изначально — не рок— долбежка с децибелами, а тихая, задумчивая и душевная в основе своей, и людские массы, измеряемые десятками тысяч, с ней несовместимы.

 

Яркий пример — как сделать, чтоб было хорошо, то есть оптимальная форма организации подобного мероприятия, — это слеты КСП Восточного побережья США (руководитель Волик Черняк).

 

Прошел уже восемнадцатый слет. Количество участников на протяжении многих лет не превышает 2500 человек, хотя желающих с каждым годом все больше и больше.

 

Такое оптимальное для управления, общения, порядка количество участников обеспечивается строжайшим контролем. Существуют билеты, плата за них (35 $) – это средства на организацию слета, в том числе и на аренду места (и ни каких спонсоров).

 

Билеты реализуются по всей Америке, но только заранее, по заявкам, — на въезде на слет билеты не продаются. Точка. Интересуют подробности – могу рассказать. А можно даже слетать и посмотреть самому, но заранее сделав заявку и купив приглашение.

 

Вот это, на мой взгляд, единственный выход из положения. И сделать это надо здесь и сейчас, а точней, не позже, чем на следующий год.

 

Все реформы проходят болезненно, но когда-то ведь надо начать ломать принцип русской халявы! И дело тут не в деньгах (хотя и они необходимы), а в возможности ограничить количество участников.

 

Итак, на повестке дня две "Груши". Выживет та, которая пойдет не по пути массовости и обогащения, а по пути ограничения, стабильности, творчества.

 

Игорь Каримов. Москва. 15 мая 2007 года.


 

 © bards.ru 1996-2024