В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

05.03.2010
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Луферов Виктор Архипович
Авторы: 
Камбурова Елена

Источник:
http://www.bards.de/archive/luferov/kambluf.htm
http://www.bards.de/archive/luferov/kambluf.htm
 

О Викторе Луфереве

Я всегда доверяю первому впечатлению. Однажды, осенью 1978 года, Сергей Никитин пригласил меня на заключительный концерт лауреатов авторской песни в Дом культуры им. Горбунова. Признаюсь — самое яркое впечатление тогда на меня произвел Виктор Луферов. Его облик совпал с моим представлением о том, каким должен быть бард. Врезались в намять первые строчки песни:

 

В колодезный квадрат двора

Пришел к нам музыкант с утра,

ах, боже мой!

И в равнодушной тишине

Запел о птицах и огне,

и о любви одной.

 

Я сразу решила: "Это мое!" — так просто, демократично и ярко пел Виктор.

 

Позже мне не раз доводилось слышать Луферова в домашних концертах. Я чувствовала, что наши позиции — в отношении к поэзии, музыке — совпадают. В то время у меня возникли сложности с музыкантами, и я предложила Виктору работать в своей программе. В один прекрасный день он вышел на сцену в моем концерте: аккомпанировал один и в дуэте с пианистом, исполнял несколько своих песен, которые органично продолжали тему концерта. Мои зрители становились его зрителями.

 

В творчестве Виктора Луферова преобладают романтический настрой, тема художника, свободы человека, личности. Мне особенно близок его "Романс о скрипке": ощущение, что жизнь идет сложно и тягуче, вдруг исчезает, когда начинает звучать скрипка.

 

Вот и ждем, словно праздника, — вдруг запоет,

От скрипения ворота вдаль уведет

Голос скрипки, ах, скрипка, ах, старенький ящик...

 

А "Баллада о зеленой траве"? Это гимн красоте, терпению природы, которая и есть великий пример для человека:

 

...так прорастай, моя трава,

А право взламывать асфальт,

Как чью-то ложь, как чью-то фальшь —

Ну, кто отнимет у тебя, моя трава!

 

Некоторые песни Луферова я включала в свой репертуар. Очень хотелось исполнить "Песню-танец новоявленного матроса", до сих пор думаю о ней:

 

Ты можешь зачеркнуть меня в своей судьбе,

Пусть неудачником я прослыву в родне.

А мне плевать, что мне не быть уж юнгою,

Матросом плавать я смогу еще вполне.

 

...Прощай, прости, не плачь и не горюй — горюй,

Пусть не дрожит — дрожит в твоей руке стакан.

Все стекла в доме ветром с океана выбиты,

Хоть далеко — далек отсюда океан!

 

В этой песне— весь Луферов, его оптимизм, прорыв к цели, часто наперекор судьбе. Он начинал учиться в МИФИ, а закончил Ветеринарную академию с дипломом биофизика; потом работал расклейщиком афиш, дежурным пожарным. И все время занимался музыкой—сначала в студии джазовой импровизации при ДК "Москворечье", позже — в Гнесинском училище по классу гитары.

 

Каждая песня для Луферова — явление драматического порядка, в ней заключено действие, которое можно театрализовать. Неслучайно он так любит творчество французских певцов-шансонье с их ощущением песни как театра — Жака Бреля, Жоржа Брасанса. Его любимый поэт — Гарсиа Лорка — нёс в себе идею театра. О своем театре — поэтическом, романтическом—Виктор говорит постоянно. В концертах использует сценическую атрибутику. Во время наших гастрольных поездок он все время искал новый реквизит, новые детали оформления. Как-то купил за небольшие деньги огромную конструкцию. Мы летели самолетом" конструкция не лезла в багажное отделение, но Луферов все-таки нашел способ для транспортировки.

 

Он не боится выглядеть экстравагантным и часто разыгрывает импровизационные "спектакли" прямо на улице. Помню, на гастролях в Хабаровске мы оказались в критической ситуации: негде было ночевать; настроение у всех мрачное, подавленное. Вышли в город, а впереди всех вышагивал Витя Луферов, декламируя цитаты из "Науки побеждать" Суворова...

 

В творчестве Виктора встречаются контрастные, противоположные мотивы. У него есть песни, которые как бы созданы для огромного пространства площадей и стадионов, скажем, "Горизонт" ("Я живу вопреки слепоте тяготенья земного, и мне жаль тех деревьев, что навзничь на землю легли, я себя не устал подтверждать в длинном списке живого, мне дышать не мешает кольцо горизонта земли"), а с другой стороны—тема любви, одиночества, дружбы,— камерные, исповедальные мотивы, к примеру, в одной из его лучших песен "Листопад" ("Приходите, приходите же гурьбой, как осенний листопад. Говорите поперек, говорите вразнобой, говорите невпопад. Ради Бога, приходите, трубки дымные курите, отряхните пыль дорог. В доме злых собак не держат, у квартиры цифры те же и в исправности звонок") ...

 

Мы работали вместе с Виктором четыре года. Многое дало мне это содружество: думаю, что-то почерпнул и Виктор. Я понимаю, что ему становится тесно в рамках моей программы, он мечтал о собственном театре и организовал театр песни при Доме культуры МАИ. В его коллективе работают студенты, а также люди самых разных профессий — историки, электронщики, биологи. Сейчас в репертуаре студии два спектакля: "Из дома вышел человек" (по произведениям Хармса) и "Скомороший базар" (с песнями самого Луферова и других авторов). Но и на этой сцене эстетика площадного театра сочетается с камерным искусством: в планах коллектива — песенно-поэтический спектакль "Школа фехтования Новеллы Матвеевой", над сценарием которого работает Виктор.

 

Он по-прежнему много выступает с концертами, теперь уже в составе недавно созданного объединения авторской песни "Первый круг". Думаю, что главные открытия Виктора Луферова еще впереди: он заряжен творческой энергией, которая, верю, никогда не иссякнет.

 

Елена Камбурова

 

Записал В. Верник

 

 © bards.ru 1996-2024