В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

19.09.2011
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
  - Авторская песня в регионах
Авторы: 
Ножкина Вета

Источник:
Ножкина, В. Что станет с музыкой и нами... / В. Ножкина // Ветер странствий. - 2010. - № 4, июл
http://www.nozhkina.ru/-mainmenu-31/mainmenu-56/408-2011-12-14-14-51-43
 

Что станет с музыкой и нами...

Фестиваль "Петербургский аккорд" считается элитным фестивалем. Но не только по этой причине престижно быть его участником. Здесь, одни раз в два года можно подержать руку на пульсе авторской песни, встретившись с уже давними и малознакомыми авторами-исполнителями со всего мира, которых делегировали регионы для участия в фестивале. Мастер-классы, семинары, концерты и, конечно, конкурс – наполняют впечатлениями от зари до зари всех собравшихся. А белые ночи Санкт-Петербурга помогают забыть о времени, как будто остановив мгновения общения с людьми, живущими песней.

 

Меня, как архивиста, более всего заинтересовал семинар с поднятой темой "Авторская песня – Вчера! Сегодня. Завтра?". Ведущие семинара – московский архивист Игорь Каримов и главный организатор фестиваля им.В.Грушина Борис Кейльман обозначили так положение в авторской песне.

Игорь Каримов: "Вчера" в авторской песне были песни, а "завтра" будет характеризоваться песнями Чикиной, Данского, Фахртдинова, Щербины. Самодеятельная, самиздатовская песня – это русская вольная песня определенной эпохи СССР, а вот понятие "авторская песня" охватывает весь пласт вольных песен доперестроечного и перестроечного коммерческих периодов. И если песни самиздатовского периода можно назвать бардовскими, то к сегодняшней песне я бы не стал применять это особое звание, разве что за исключением отдельных авторов. Получается: автор – это понятие широкое вневременное, а бард – это гордое понятие ушедшей эпохи. Творчество некоторых авторов наша среда (среда бардов конца 60-х) принимала не сразу, а некоторых даже отвергала. Я могу привести примеры таких авторов: Клячкин – этой средой не сразу был воспринят, Высоцкий – только после его смерти эта среда приняла его, Розенбаум, Третьяков, дуэт Иваси (А. Иващенко — Г.Васильев) – как пограничный жанр, Козловский, Шаов, Дыркин, и даже Митяев... Сегодняшнюю среду потребления песни меньше интересуют Анчаров, Окуджава, Новела Матвеева. Сейчас стало модным – взял гитару, выучил три аккорда, промычал мелодию и считает, что он бард, а песни-то нет...

Борис Кейльман: В нашей жизни ничто не случайно, и любой фестиваль – это срез нашего времени, это психология человека сегодняшнего дня. Все острейшие проблемы жизни, взаимоотношений между людьми видны на фестивале. Сегодня люди живут каждый в своей капсуле, не видя, не слыша друг друга...Как-то в Голландии, вечером, проходя по городу, я увидел в окне дома сидящего человек, без движений, на груди руки сложены...Я кричу: — Ребята, он умер, надо скорую помощь вызывать...А мне говорят: — А ты вон в то окно посмотри, вон в то...Они все сидят по одному, и никто не общается друг с другом, потому что жизнь так устроена. Вот мы раньше шли к соседям за солью, за спичками, по телефону поговорить – а в общем-то пообщаться с соседями...Теперь этого нет. И только песни и фестивали оставляют эту возможность – общаться. И мы должны песней, фестивалями как-то расколоть этот панцирь, под которым никто друг друга не видит и не слышит...

Дискуссия семинара переросла в диспут, где поднимались вопросы и воспитания бардовской песней, и терминологические аспекты бардовской песни, и песня в Интернет-пространстве, и коммерциализация концертов, и многое другое (эпизоды дискуссии будут выложены на сайте "Авторская песня в Казахстане" — www.akbard.kz)

Анализируя пласт тем и поднимаемых проблем песен 40-70 годов, мне довелось вывести наиболее употребляемые, такие как — человек, человек и его время, человеческие ценности, патриотизм, отвага, одиночество, внутренний мир, цинизм, мещанство, пошлость, красота, политический строй, общечеловеческие исторические вехи (война, послевоенное время), правда, ложь, искусство, место человека в жизни, в искусстве, жизненные противоречия, философия поиска себя, противостояния, конфликтность, мудрость, поэт и его место в жизни... И, одновременно, подвергая анализу проблемы и темы авторской песни современности – мало определилось точек соприкосновения, потому что на первом плане в песнях молодых авторов – демонстрация оригинальности мышления, описания бытовых ситуаций, показ внутренней индивидуальности, и только в самом малом объёме – поиск, чистота и защита человеческих ценностей.

Куда уходит песня...наверное, она, как и детство, у каждого остаётся в незабываемом, оттого и ценном прошлом. И напрашиваются душераздирающие выводы – авторская песня в том виде, в каком появилась на свет, отживает свой век, наполняясь новыми ритмами, иным содержанием и новой формой. Но как хорошо, что прогресс дал возможность закрепить в истории записи песен Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Веры Матвеевой, Александра Городницкого, Валентина Вихорева, Юрия Кукина, Евгения Клячкина, Евгения Бачурина и многих других из той старой гвардии искренних, настоящих гончаров от авторской песни. Быть может, кто-то из наших внуков однажды послушает такую песню и поймёт что-то очень важное для себя, а возможно и найдёт ответ на вопрос – как оставаться Человеком.

 

Удивительными по самоотдаче были на фестивале мастер-классы с участием Вероники Долиной, Юрия Лореса и Валентина Вихорева. Возможность пообщаться с мэтром, услышать его мнение о своём творчестве и, главное, прикоснуться к миру человека, которому есть чем делиться – это ли не ценность. Вот небольшой эпизод мастер-класса с Вероникой Долиной, которая с большим интересом приняла наш презент — один из номеров журнала "Ветер странствий" с публикацией о фестивале авторской песни в Алма-Ате-80 года с её участием.

Вероника Долина: Бесконечно важно, чтобы человеку что-то нравилось делать... Поэзия напрямую имеет дело с тёмными силами и вступает в открытый, детский по наиву поединок с разнообразными демонами, я такие вещи очень люблю, когда человек открыто, в недлинном стихе выносит не то, чтоб болевой момент, а своё как бы нештопаемое место...Но вы все мало работаете над собой, ведь вы – авторы, в основном не работаете этим, а получаете удовольствие, играя на гитаре, и если получается – вы самоутверждаетесь. Поэтому здесь мы можем говорить о сценическом синдроме, о культурном недомогании, об истощении всех нас, немножко о форме, а не о том, как издать пластинку, выпустить книгу, организовать концерт, как настроить публику...Необходимо скоблить себя. Работать с собой не может не понравиться. Не жалейте себя и ищите хорошие рифмы, правильные слова. Понимаете в чём шарм стиха – он же метаморфоза, входишь ты в него одним человеком, а выходишь совсем другим, с ощущением эффективности, при всей нашей неэффективной модели жизни, из стихотворения можно выйти в ощущении успеха...

Конкурс – центральное мероприятие фестиваля. В 2010 году за 10 призовых мест соревновались 86 номинантов со всего мира. Соревновательность в песне – давно поднимаемый вопрос парадокса. Ведь как можно оценить мировоззрение другого человека, изложенное авторски в глубоко продуманных песнях? Поэтому критерии оценки авторов песен остаются всегда весьма условными, а членам жюри предстоит непростая работа всё-таки как-то определить победителей года. Главными победителями 2010 года стали: гран-при – Роман Ланкин (Томск), авторы-лауреаты Вячеслав Ковалёв (Санкт-Петербург) и Корф Андрей (Москва), композитор-лауреат Бекназаров Александр (Рига), исполнители-лауреаты Роман Ланкин (Томск) и Ялынский Иван (Москва) и пять дипломантов из Москвы, Иваново, Санкт-Петербурга и Риги.

 

Творческая встреча с председателем жюри конкурса Юлием Кимом стала символом отличного настроения, ведь Юлий Ким давно уже зарекомендовал себя балагуром, юмористом, автором известных песен по весёлым и несущим тепло кинофильмам и театральным постановкам, таким как "Бумбараш", "Точка, точка, запятая", "Рассказы о Кеше и его друзьях", "Усатый нянь", "12 стульев", "Обыкновенное чудо", "Формула любви" и др.

 

Среднеазиатский регион на фестивале "Петербургский аккорд" представляют пять государств – Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркмения. Дальше всех прошла по конкурсу исполнитель из Астаны – Гульзада Жаркимбаева, ей удалось выступить во втором туре фестиваля. Сам фестиваль подобен спортивной олимпиаде, его организацию в России поддерживают на государственном уровне и Законодательное Собрание, и мэрия. К сожалению, в рамках Среднеазиатского региона к вопросам авторской песни на государственном уровне подойти сложно ...Но впереди – шестьсот с небольшим дней до следующего фестиваля, и региональный Совет Среднеазиатского региона, со своим неукротимым энтузиазмом, уже начал поиск новых претендентов на участие в песенной олимпиаде 2012 года, напоминая, что региональный отборочный тур состоится на международном фестивале "Астана" в последние выходные июля 2010 и 2011 годов, а так же в Интернет-пространстве на официальном сайте www.akbard.kz.

 

 © bards.ru 1996-2024