В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

04.11.2011
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)
Авторы: 
Чуприян Анна

Источник:
газета "Трибуна" от 16.03.2009
http://www.tribuna.ru/news/2009/03/16/news182/
 

Ваше благородие, госпожа... разлука

Как ни странно, но вначале весны знаменитому барду и композитору Сергею Никитину исполнилось 65 лет. Кто бы мог подумать? Ведь его песни "Брич-Мулла", "Под музыку Вивальди", "Александра" из фильма "Москва слезам не верит" такие молодые...

Необычность Никитина начинается с его гитары. Классическая "шестиструнка" благодаря счастли-вому случаю была отвергнута им еще в студенчестве. С молодых лет он играет на семиструнной. Любой, кто знаком с творчеством Никитина и его жены, приходит в понятное удивление: он – физик, она – биофизик, оба кандидаты физико-математических наук, и вдруг авторская песня...

В стенах физфака МГУ еще в 1968-м сложился поющий "никитинский" квинтет, с которого все и за-крутилось: и поэтический дуэт Сергея и Татьяны, и их семейный союз. До 1990 года Никитины совме-щали сцену с научной работой, а потом ушли в музыкальное плавание. Отсутствие специального об-разования Никитину не помешало – самообразование оказалось ценнее.

– Еще в школьные годы, когда я слышал какую-то музыку, – рассказывает Сергей Яковлевич, – и не понимал, как это "устроено", то просто не мог уснуть, пока не подбирал ее на фортепьяно или на ги-таре на слух. А потом, когда начал сочинять сам, меня просили написать ноты, и так, по мере необхо-димости, пришлось их освоить. Ведь музыка сочиняется не потому, что вы знаете ноты, как и стихи сочиняются не оттого, что вы знаете грамоту. Стихи и музыка возникают в душе, в голове. К тому же романс – это форма поэтической миниатюры, и здесь я себя чувствую уверенно.

Еще бы Никитин не чувствовал себя уверенно: за сорок лет написано более 400 песен! Хотя "бард", по определению, – это музыкант, пишущий и музыку, и слова. Сергей Никитин никогда не сочинял стихов, он находит их у Пастернака, Окуджавы, Левитанского, Самойлова, Сухарева, Рыжего... Если из ста отобранных произведений получается три песни – это большая удача.

На Никитина ходит публика отзывчивая, чуткая, простодушная, а еще – жизнерадостная, порой до комичного. Когда Сергей Яковлевич начинает петь известный хит "Ваше благородие, госпожа...", то зрители, довольные собой, подхватывают: "Удача!" Бард как будто спотыкается и с шутливой вяло-стью опускает гитару: ведь "удача" только в третьем куплете, а в первом – "разлука". Из зала доно-сится виноватый смех – и дубль "два" повторяется.

Известна так же нелюбовь знаменитого дуэта к поп-направлению. Предваряя на одном из своих кон-цертов песню на стихи Бориса Рыжего, написанную в стиле блюз, Никитин аргументирует: "Блюз – это когда хорошему человеку плохо... А попса, как сказал один остряк, когда плохому – хорошо".

Борьба с разным "музыкальным мусором" вот уже десятилетие вдохновляет Никитина на организа-цию детских утренников. Со временем "никитинские" малыши приобретают здоровую музыкальную брезгливость и благородный слух. Из года в год детвора, среди которой немало будущих талантли-вых музыкантов, обязательно требует от дяди Сережи песню "Резиновый ежик", а "Собака бывает кусачей" – это вообще стало классикой. На вопрос о положении авторской песни в нынешнем искус-стве Никитин уверенно отвечает:

– За бардовскую песню я спокоен, у нее много поклонников и сторонников, она сближает людей, де-лает их лучше, поскольку "душа с душой говорит". Сейчас у нас в России более 500 фестивалей ав-торской песни, и это не предел, покуда имеется такой сорт граждан, которых манят путешествия, а там, где путешествия, там и авторская песня. Особенно бурно расцветает этот жанр на Урале и за Уралом, на Дальнем Востоке. Мы тоже не унываем, и, несмотря на кризис, нас по-прежнему пригла-шают выступать в Красноярске, Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге. Русскоязычное зарубежье в Америке, Франции тоже скучает по нашим песням и ждет к себе в гости.

 

 © bards.ru 1996-2024