В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

08.12.2012
Материал относится к разделам:
  - АП как движение Анализ работы проектов, клубов, фестивалей)
Авторы: 
Доронина Нина

Источник:
Доронина, Н. Жива ли бардовская песня? / Н. Доронина. – Режим доступа: http://blogs.pravkamchatka.ru/raduga/2009/02/25/.
http://blogs.pravkamchatka.ru/raduga/2009/02/25
 

Жива ли бардовская песня?

 

На Камчатке всегда любили бардовские песни, ее романтическая земля всегда рождала много авторов исполнителей и талантливых поэтов. В восьмидесятые годы активисты песенного движения объединились в Клуб самодеятельной песни – КСП. В те годы авторская песня звучала повсюду: на эстраде, и радио, у костров и в туристических походах. Ежегодно устраивались грандиозные фестивали на речках Авача и Быстрая, на поляне Микижа, на горнолыжной базе Морозная. На фестивали и бардовские концерты приглашали знаменитых авторов. Слышали вулканы и реки Камчатки вместе с любителями авторских песен С. Никитина, Ю. Кима, А. Розенбаума, С. Арно, А. Луферова, А. Суханова, Ю. Кукина, Г. Хомчик, В. Долину. Пожалуй, все знаменитые авторы побывали в наших краях. Сами любители песен и члены КСП целыми командами участвовали в фестивалях "Приморские струны", ездили на Грушинский фестиваль. В это песенное время рождались интересные коллективы и содружества авторов. Знаменитый "Кант" под руководством А. Ястребова участвовал небезуспешно в московском конкурсе исполнителей авторской песни. Участники прежних фестивалей Сергей Косыгин, Александр Безуглов, став маститыми исполнителями, по-прежнему верны авторской песне. По их инициативе ежегодно в рамках фестиваля "Христос рождается, Славите" организуется концерт авторской песни "Давай с тобой поговорим", в концертах всегда принимают участие как опытные исполнители, так и молодые авторы и коллективы.

Конечно, сегодняшняя авторская песня сильно изменилась, но изменилось и само время. Прежние времена заставляли авторов вкладывать в песню глубокий философский смысл, скрытый подтекст борьбы с окружающим миром, жизненным застоем. Теперь же автор больше стремится выразить свои душевные переживания, но оттого, что эти чувства касаются только его самого, смысл и "страдания" исполнителя для слушателя теряются в туманной дали или становятся просто неинтересными. Но, что отрадно отметить, в концертах все сильнее звучит слово о Господе, Богородице, Ангелах, молитве. Лауреат конкурсов авторской песни Марина Пастухова пела о замерзающих в холодном небе от людского равнодушия Ангелах. Сергей Пономарь исполнил свое сочинение "Рождество" о нашем Господе Иисусе Христе, и каждое слово, льющиеся из его души согревало сердца слушателей. Дуэт исполнителей А. Коротченко и Д. Кравченко посвятил пение свое Богородице и молитве. Но более всего потрясло зал песнопение священников отца Василия (Гросс) и отца Максима (Дентовский). Исполненные отцом Василием баллады повествовали о доблести руссичей, о монахах Ослябии и Пересвете, погибших на поле Куликовом; о великой беде русского народа – Гражданской войне. Они пели чистыми красивыми голосами о любви своей к Родине и православному народу; каждое слово их песнопения отзывалось болью и надеждой.

После концерта я побеседовала со слушателями.

Маргарита Кулакова: "У меня создалось такое впечатление, что бардовская песня умерла. Авторская песня – это текст, наполненный, глубокий! Гитара же здесь – только аккомпонемент. Ярче должен звучать голос, а не гитарное исполнение. К сожалению, у молодых исполнителей отсутствует сценическое поведение, можно отметить и слабую режиссуру всего концерта. А вот песнопения священнослужителей меня просто заворожили.

Татьяна Манакова: "Песни современных молодых исполнителей потеряли аромат бардовских песен. Все это напоминает больше эстрадное представление. Прежние певцы не делали упор на гитарное мастерство, не пользовались электрогитарами, главное – отточенные слова песни. Металлический звук гитар абсолютно гасит голос автора. Утешением и неожиданностью было песнопение священников, я думаю, что публика была просто ошеломлена".

Лариса Дубовец: "На мой взгляд, исполнитель авторской песни может выходить на сцену, когда ему есть что сказать. А когда нечего сказать, то и слушаешь авторскую пустоту. Автор тогда может быть весомым, трогать публику, если сам страдает за Державу, за гибнущий мир, да и собственные переживания следовало бы наполнять глубоким смыслом. Если же автор вышел, чтобы себя показать, то это просто эстрадная "попса".

Сегодня в России появилось новое направление в авторской песне – духовное, их исполняют иеромонах Роман, Анна Широченко, Елена Фролова из театра Елены Камбуровой. Правда, их песни мы редко слышим из-за засилья "попсы". На прошедшем концерте, когда я слушала авторскую песню, мне показалось, что тонкие серебряные нити слова Божиего протянулись и к наши авторам-исполнителям. Песнопения священников о патриотизме и Великой Руси подтверждение этому прекрасному явлению.

 

 © bards.ru 1996-2024