В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

30.11.2013
Материал относится к разделам:
  - Конференции научные (доклады, публикации и стенограммы конференций)
Авторы: 
Беленький Леонид Петрович

Источник:
Рукопись автора (мат-лы науч. конф. "Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?") ноябрь 2013 г.
 

На подступах к теории авторской песни


Леонид Беленький,

Библиотека искусств

им. А.П. Боголюбова

 

Для конференции мной выбрана довольно сложная и ёмкая тема и, чтобы уложиться в регламент, я буду излагать её тезисно. Без особой аргументации, без обоснований. Как некие предварительные выводы, предпосылки и т.д. Но постараюсь сделать это системно.

 

Исходный тезис. "...самодеятельная песня представляет собой открытую систему, способную воспринять и претворить по-своему едва ли не все предшествующие и современные богатства поэтической и песенной культуры...

Не нужно только думать, что речь идет о всеядности, о подражании без разбора. Как хорошо сказал один самодеятельный автор, главное для него – всему учиться, ничему не подражая. То есть, быть самим собой".

Н.В. Вайнонен. Наша самодеятельная песня. – М.: Знание, 1983.

 

К изучению такого неоднозначного феномена как "авторская песня", возможны различные подходы: философский, музыковедческий, литературоведческий, фольклористический, педагогический, психологический, социологический...

 

Начиная с 1989 года и по настоящее время, по моим сведениям, защищено более 30-и кандидатских и докторских диссертаций по авторской песне: по филологии, искусствоведению, педагогике, культурологии, философии, истории.

 

И тем не менее, на сегодняшний день не существует фактически теории авторской песни. Как феномена в целом. По частям – есть.

 

В основе настоящей работы – культурологический подход, позволяющий дать целостное описание авторской песни как сложного феномена, интегрируя в целое концептуальные находки и решения исследователей из разных дисциплин, включая мнения об этом виде художественного творчества самих авторов, журналистов и организаторов концертов, конкурсов и фестивалей.

 

Особенности исследуемого феномена. Многогранность, Многофункциональность, Неоднозначность, Многозначность термина "авторская песня" для обозначения: суть самого явления; свойственного ему вида художественного творчества; произведений к нему относящихся.

 

Цель работы. Обозначить подступы к построению теории авторской песни как отечественного социо-культурного феномена в целом, стремительно заявившего о себе во второй половине XX века.

 

Базовый метод исследования. Классификационный – научный метод, широко применяемый для описания любого сложного феномена – как природного, так и деятельности человека.

В нашем случае, ориентированный на построение естественной классификации.

 

Основная задача. Построение иерархически организованной многоуровневой классификации, стержнем которой выбраны взаимосвязанные категории: "культура" – "искусство", что, по мнению автора, позволяет дать целостное описание рассматриваемого феномена, обосновать его характеризующие признаки и обозначить отличительные признаки от других схожих объектов в сфере художественного творчества.

 

Метод стартового описания объекта. Интуитивно-эмпирический – сочетает интуитивные решения любителей и ценителей этих песен об их принадлежности к понятию-термину "авторская песня" со знанием ими большого числа соответствующих песенных примеров.

 

Аксиоматика стартового описания объекта

1. Никакая признанная авторская песня или признанный автор не должны быть искусственно исключены из рассматриваемого явления или ограничены в правах, исходя из субъективного мнения исследователя.

2. Объективным критерием принадлежности авторских песен к соответствующему понятию-термину является факт общественного признания этих песен и их создателей средой бытования.

 

Обоснование аксиоматики

1. Песня студенческая, туристская, самодеятельная, позже авторская – создавались в Советском Союзе во второй половине XX века как феномен культуры параллельно и во взаимосвязи с формированием его среды бытования.

2. Это единение было характерно именно для нашей страны, когда в ней господствовал тоталитарный режим. Но оно, исторически сложившееся в конце прошлого века, сохранилось и поныне при рыночной экономике.

3. Среда бытования авторской песни долгие годы являлась её общественно-социальной опорой и поддержкой, выполняющей, в том числе, многие функции инфраструктуры этого феномена.

 

Рис. 1. Стартовое описание объекта исследования


Определение понятия песни (найдено Л.И.Левиным).

"Песня" [нем. – Lied, франц. – chanson, итал. – canzone, англ. – song] означает первичный вид музыкально-словесного высказывания. Это – фольклорный жанр, который в широком своём значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева.

Литературная энциклопедия. Т. 8. М.: "Сов. энцикл.", 1934.

 

Исходная парадигма. Говорим: "песня", подразумеваем: "песенная культура".

Песенная культура как часть художественной культуры на ранних этапах становления человека первичнее музыки и поэзии как отдельных видов художественного творчества

 

О двух песенных культурах. Для осознания самобытности авторской песни как нового песенного жанра или вида искусства, что ещё предстоит уточнить, обратимся к многовековой традиции композиторского творчества, для которого, прежде всего, характерен принцип "нотации".

 

"Навсегда фиксируя авторский замысел, нотация обеспечивает саму возможность наследования композиторского творчества – пишет музыковед В. Конен, – становится, таким образом, мощнейшим стимулом для появления ярких творческих фигур и обеспечивает возможность последовательного развития профессиональных приемов. Выражение "композиторское письмо" стало обиходным вопреки тому, что на самом деле музыка как звучащий феномен по самой своей природе противоречит идее письменности".

Конен В. Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. – М.: Музыка, 1994.

 

Но с появлением письменной музыкальной культуры не исчезает насовсем её устная форма. Изначально оставаясь в фольклоре, она затем становится востребованной и в других появляющихся или возрождающихся видах и жанрах искусства. Соответственно – и песенную культуру можно рассматривать в двух возможных формах: устной – фольклор или иной близкой к нему и письменной – профессиональной композиторской.

 

Рис. 2. Две формы песенной культуры


Исходный базис исследования. Общий – устный метод песенного творчества, присущий всем без исключения создателям авторских песен. Такой подход к созданию теории исследуемого феномена может быть охарактеризован как "взгляд изнутри" по типу: "как делается" и является прямо противоположным традиционному взгляду на авторскую песню многих исследователей с позиции "наблюдателя со стороны" по типу: "что получается".

 

Как создается авторская песня:

1. Авторская песня создается в исполнении;

2. Создателель авторской песни представляет ее публично в собственном исполнении как целостное личностное произведение, независимо от того, кто в нем автор мелодии (напева) или стихов (слов);

3. В распоряжении создателя авторской песни всего два инструмента: собственный голос и обычно гитара, но бывают аккордеон или фортепьяно.

 

Но сколь разнообразны интонационные возможности природного человеческого голоса! Об этом можно судить по разнообразию авторских интонаций признанных бардов.

 

Природные певческие особенности удачно дополняет гитарный аккомпанемент, нередко специфичный у разных исполнителей собственных песен.

 

Рис. 3. Синтез общей формулы песенного творчества


 

ПОЛУЧАЕМ: "УСТНОЕ АВТОРСКОЕ ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО"

Полученная формула обосновывает срединное место авторской песни между профессиональным искусством и фольклором.

 

Рассматриваемому методу создания авторских песен генетически присущи максимальная авторская свобода, не ограниченная профессиональными канонами песни, создаваемой традиционным способом.

Этот факт, несомненно, заслуживает особого внимания в отношении типологии этого вида художественного творчества в категориях "культура" и "искусство".

 

Рис. 4. Место авторской песни в многослойной художественной культуре


Во всех трёх уровнях художественной культуры присутствуют художественные произведения – ПЕСНЯ

 

Общий для отечественных бардов устный творческий метод в своём естестве ориентирован непосредственно на создание целостного музыкально-словесного высказывания. Ни одна из его составляющих: музыкальная, словесная, исполнение, включая пластику, не претендует на художественную самодостаточность. Конечный результат – песня – создаётся, воспринимается и оценивается целостно, что позволяет её классифицировать по принадлежности к синкретическому искусству.

 

Рис. 5. Место авторской песни в общей классификации искусств

 


 

Во всех трёх группах искусств присутствуют художественные произведения – ПЕСНЯ

 

Критерии качества авторских песен:

 

— Степень доверия к создателю песни, возникающая при её восприятии зрителем (слушателем). Этический.

— Возможность целостного восприятия песни зрителем (слушателем) при её исполнении самим создателем. Эстетический.

 

Оба критерия образуют вместе неделимое единство этической и эстетической основ авторской песни, чем ценно это искусство и в чём состоит его отличие от многих схожих других.

 

Рис. 6. Структура феномена "авторская песня" в категориях "культура" – "искусство"


Примечание. Синкретика – свойство художественного произведения представлять собой неделимое целое без требования художественной самодостаточности его составляющих.


 

Жанровая типология авторской песни. В авторской песне как виде синкретического искусства можно выявить жанровую типологию, элементы которой схожими с теми, что известны в художественной литературе и в других формах письменного слова: журналистике, публицистике, эпистолярном жанре и пр. Вот лишь некоторые их них: верлибр, рассказ, очерк, басня, новелла, драма, поэма, сатира, комедия, пьеса, анекдот, баллада, сонет, письмо, фельетон, пародия, реквием, репортаж, исповедь, монолог, диалог, эпиграмма, притча, пейзажная зарисовка, размышление, воспоминание...

 

Объединяющим термином для языка культуры, присущего всему жанровому многообразию авторской песни, может служить словосочетание "поющаяся словесность". "Поющаяся" – как разновидность "устной".

"Словесность – творчество, выражающееся в письменном и устном слове". С.И. Ожегов.

 

Термин "поющаяся словесность" позволяет не обуживать искусственно границы авторской песни, а аргументировано включать в этот вид синкретического искусства художественные произведения, имеющие аналогами как поэтические тексты, так и иные формы письменного и устного слова. В том числе и те, что могут заявить о себе позже. А это даёт возможность прогнозировать развитие жанровой типологии авторской песни.

 

Жанровую типологию авторской песни можно рассматривать не только со стороны "слова", но и от "напева".

Этот напев может подразумевать довольно широкий диапазон – от простого речитатива до симфонического звучания и иметь самые разные музыкальные размеры, ритмы, сочетание тональностей, средства музыкальной выразительности...

 

К проблеме "жанра". Человеческая цивилизация на определенной ступени общественного развития освоила три основных формы общения: речь (устная и письменная), пение и пластика. Но поскольку пение невозможно вне речи, то оно может считаться её разновидностью – музыкально-словесной, в отличие от чисто инструментальной музыки, с речью не связанной.

 

Реальной же единицей речевого общения, согласно М. Бахтину, является "высказывание". Отсюда:

 

Авторская песня как речевой жанр. "Каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально – отмечает М. Бахтин, – но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые мы и называем речевыми жанрами".

Бахтин М.М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5: Работы 1940-1960 гг. – С.159-206.

 

В такой концепции "авторская песня" может быть представлена как художественный сложный речевой жанр в форме музыкального словесного высказывания как неделимого целого.

 

Рис. 7. Возможные формы представления авторской песни


 

. . Выводы:

1. Авторская песня – носитель живого образного русского языка, облеченного в доступную для восприятия музыкально-интонационную форму.

2. Значимость АВТОРСКОЙ ПЕСНИ как особого искусства – не в том, что это поэзия, не в том, что это музыка, и не в актерско-исполнительском мастерстве. Хотя тому достаточно примеров.

А в единении живого образного русского слова с природным певческим человеческим голосом, бесконечно разнообразным и индивидуально неповторимым, как отпечатки пальцев.

 

Презентация подготовлена на основе статьи Л.П. Беленького "Авторская песня и творческий метод её создания", опубликованной в журнале "Обсерватория культуры", №4, 2012, а также других работ автора.

 

В работе учтены теоретические предпосылки Ю.Андреева, М.Анчарова, М.Бахтина, Н.Вайнонена, А.Веселовского, О.Генисаретского, А.Дулова, Ю.Кима, В.Конен, Л.Левина, В.Прокофьева, А.Рылёвой, Д.Сухарева, В.Фрумкина.

 

Автор выражает благодарность: Б.Горожанкину, Е.Дукову, И.Зимину, А.Костромину, Л.Левину, Ю.Лоресу, А.Мирзаяну и Б.Полоскину за соучастие в отработке понятийного аппарата.

 

 

Леонид Беленький

Москва 2013г.

 


 

 © bards.ru 1996-2024