В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

11.10.2014
Материал относится к разделам:
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)
Авторы: 
Поздин Сергей

Источник:
Поздин, С. Песня помнить помогает / С. Поздин // Наше слово. – 2013. – № 78–79. – 28 июня.
 

Песня помнить помогает

 

Песенник – это ларец за семью печатями, ключ от которого будет утерян вместе с человеком.

Жизнь человека, хотя и весьма насыщена событиями, увы, быстротечна, и каждый из нас как может пытается удержать в памяти хотя бы наиболее яркие её моменты. Кто-то, как в прошлые века, пытается запечатлеть действительность в художественных полотнах, кто-то хранит фотографические тома семейных альбомов, пишет дневник и ведёт семейную летопись. Но есть ещё один, инстинктивно нами используемый способ сохранения прошлого, – семейные или личные песенники.

К примеру, свой песенник я начал вести в далёком 1985 году, когда мне, ученику восьмого класса, впервые подарили 600-страничный ежедневник в виде книги. С тех пор я вписывал в свою рукописную книгу страница за страницей взволновавшие меня песни, связанные с моими друзьями или особенными событиями в жизни. Каждая такая песня – как своеобразный музыкальный ролик в моей памяти.

С каждой из более двухсот записанных за многие годы песен связаны свои воспоминания. Это удивительный и красочный фотоальбом, фотографии которого вижу один я. Они в моей душе, в моей памяти. Песенник – это мой ларец за семью печатями, ключ от которого будет утерян вместе со мной.

Потом, конечно, по нему можно будет судить о каких-то общих вопросах и проблемах прошлого, о настроениях и ценностях молодёжи Советского Союза и еще о чем-либо. Он просто превратится в исторический источник. Не сомневаюсь, весьма интересный.

С одним из таких исторических источников времён Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет я хотел бы вас сейчас познакомить подробнее. Сейчас передо мной песенник из 39 песен, принадлежавший Юдиной Зое Семёновне, первому директору и организатору районного краеведческого музея.

Писался он в грозные военные годы, и не в шикарном ежедневнике, а на страницах старого школьного дневника и обрывках прошлогодних учительских планов.

Вот фронтовая лирическая песня "Дорогуша" из репертуара солдатской самодеятельности, записанная летом 1945 года в гарнизоне 90-й гвардейской стрелковой дивизии:

 

Здесь, в землянке,

у маленькой печки

Слышу я, как бушует пурга,

Вспомню детские игры у речки,

Вспомню наши поля и луга...

 

Нам никогда не узнать, что напоминали Зое Семёновне эти строки. Но мне они напомнили сюжет известной военной песни "В землянке".

А песню "Паренёк с Алтая" сочинил в 1944 году наш земляк, старший лейтенант Иван Горбунов. Как и по какому поводу попала она в песенник Зои Семёновны? Наверное, в то время каждая девушка мечтала оказаться на месте Любы, воспетой в песне.

А вот песня "Сестрёнки" о госпитальных медсёстрах, героях сражения у озера Хасан. Её наверняка распевала молодёжь вечерами под гитару и гармошку. Кстати, в боях с японскими агрессорами у озера Хасан в 1938 году участвовали многие наши земляки. Лейтенант Руднев Рикард Петрович, уроженец села Ключи Топчихинского района, в боях за сопку Заозёрная погиб и был посмертно награждён орденом Красного Знамени. Видимо, вернувшиеся с полей сражения воины-земляки и привезли эту песню в родной район. Песня эта могла бы даже претендовать на своеобразный гимн госпитальных медицинских сестёр. Судите сами, вот несколько самых ярких куплетов:

 

Бойцы их сестрёнками звали.

Сестрёнки стелили кровать,

И воду бойцам подавали,

И раны могли бинтовать,

 

Был вечер тревожный и жаркий,

Над сопкой гудит самолёт.

Врачи, фельдшера и медсёстры

Работали ночь напролёт.

 

Один её просит: "Сестрёнка,

Разбиты ли наши враги?"

Другой её просит: "Сестрёнка,

Письмо написать помоги."

 

Конечно, большая часть песен, записанных Зоей Семёновной, военно-патриотического характера. Любимыми песнями молодёжи становились известные нам "В землянке", "Тёмная ночь", "Ой, туманы, мои растуманы" и другие. Кстати, в песеннике они тоже есть. Однако многие песни, видимо, исполняемые в узком кругу или самодеятельного происхождения, встречены мной впервые. Например, "Песня девушки", автор Фёдор Чернышов:

 

Я как все другие, девушки родные,

Милому один завет даю:

"Ты давал присягу?

Так назад – ни шагу,

Жизни не жалей своей в бою."

 

Мы и дни, и ночи

за станком рабочим

Грозное оружие куём.

Хороши гранаты

мастерят девчата

В городе любимом и большом.

 

Всем бойцам скажи ты:

"Крепче мы гранита.

Каждая стахановка – боец.

В грохоте сраженья

слушайте биенья

Тысячи разгневанных сердец."

 

К некоторым песням есть только для Зои Семёновны памятные и дорогие пометки, как зарубки на память. Вот, к примеру, великолепная самодеятельная или, как бы мы сейчас сказали, уличная песня "Два Пети", о любви двух раненых фронтовых товарищей к медицинской сестрёнке Людмиле, и подпись в конце песни: "Записано 25 августа 1943 года от Тани Л. Военные сборы военруков школ района".

А вот ещё одна "зарубка" после песни "Жди меня" гласит: "В память о Дусе Хабаровой. Не забывай! Барнаул 29 июня 1945 года".

Но как бы ни сурова была действительность в грозные военные и первые послевоенные годы, девушки мечтали о принцах, отважных морских капитанах. Романтику в молодых сердцах, как и любовь, даже война убить не в силах, поэтому рядом с фронтовыми и патриотическими песнями соседствуют чисто любовные страдания:

 

Золотые вы песочки

И серебряна река.

Полюбила я, девчонка,

Молодого паренька.

 

Полюбила, затужила.

Полюбила не забыть.

И открыться я не смею,

И не смею говорить.

 

Удалось среди любимых и памятных песен и стихов в песеннике Зои Семёновны Юдиной обнаружить мне и несколько стихотворений её собственного сочинения. Вот отрывок одного из них:

 

Осень и зима

 

(Сочинила 16 октября 1943 года в 11 часов 30 минут, придя домой с родительского собрания.)

 

Пролетело лето тёплое,

Подошла осень дождливая.

Под окном моим нахмурилась,

Стоит ива сиротливая.

 

Не видать

в скворечне скворчиков:

Улетели до единого.

Не слыхать печально в рощице.

Нет уж пенья соловьиного.

 

Как печально лес нахмурился.

К земле ветки пригибаются.

И последние листья жёлтые

У деревьев осыпаются.

 

Лишь сосна ещё зелёная,

Но и тоже призадумалась.

О зиме, наверно, думает,

И поэтому нахмурилась.

 

Не знаю, как вы, а я, читая эти строки, написанные в переломном 1943 году, слышу седьмую блокадную симфонию Шестаковича, написанную великим композитором в осаждённом Ленинграде.

Глубинные тайны своего песенника Зоя Семёновна унесла с собой, но она оставила нам уникальную возможность взглянуть на молодёжь далёкого и грозного военного лихолетья через переживания простой молодой сибирской девушки, комсомолки Зои Семёновны Юдиной.

 

Сергей Поздин,

директор районного музея.

Стихи взяты из песенника

З.С. Юдиной (на хранении

в Топчихинском РКМ).

Фото из фондов музея.

 

 © bards.ru 1996-2024