В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

16.11.2014
Материал относится к разделам:
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
  - Персоналии (интервью, статьи об авторах, исполнителях, адептах АП)

Персоналии:
  - Рачкулик Оксана Викторовна
Авторы: 
Коротков Сергей

Источник:
Коротков, С. Умные песни для думающих / С. Коротков // Весть. – 2012. – 21 июня.
 

Умные песни для думающих

На XXV Международном фестивале авторской песни "Соловьиная трель" обнинские барды из объединения "ОАЗИС" забрали почти всё "золото" и "серебро".

 

 

У россиян, поющих собственную поэзию под аккомпанемент гитары, "Соловьиная трель" считается одним из наиболее авторитетных жанровых форумов – его победители получают право участвовать сразу во втором туре культового Грушинского фестиваля.

В этом году "Трель" проходила под Курском, близ поселка Дичня в урочище Рахоль на берегу Сейм. Авторов и исполнителей собралось немногим более пяти тысяч человек: погода не слишком благоприятствовала отдыху на природе. Тем не менее обнинцы привезли массу приятных впечатлений.

Во-первых, в фестивальном жюри заседали корифеи бардовского жанра: председательствовал сам "атлант" Александр Городницкий, а помогали ему бесспорные мэтры Вадим Егоров, Вадим и Валерий Мищуки, Леонид Сергеев, Юрий Гарин, Константин Тарасов, Дмитрий Богданов, Татьяна Визбор и Лариса Брохман. Кроме того, в качестве гостей присутствовали давно любимые искушенной публикой представители "новой волны" в авторской песне Григорий Данской, Ксения Полтева, Павел Фархутдинов, Юрий Космодемьянский, Алексей Бардин.

И здесь самое время дать слово бессменному лидеру, идеологу, вдохновителю и "энерджайзеру" этого объединения Оксане Рачкулик.

– Зоя Иващенко завоевала II место в номинации "авторы", Алёна Рачкулик – I место в номинации "исполнители". В этом году на фестивале впервые проходил поэтический конкурс – мастерскую вел Александр Городницкий – и в этой номинации I место получил Алексей Хромов. Он выходил на финальный концерт сразу с двумя номерами – песней и стихотворением. Жюри выбрало стихотворение. Впервые же в истории "Соловьиной трели" выступали ансамбли, работающие в так называемых "пограничных" жанрах. Еще их иногда называют "бард-рок" или "акустический рок".

В финальном концерте название нашего города звучало чаще, чем других. Я имею в виду, что обнинцам досталось больше концертных номеров во II туре, чем другим регионам, а участвовали представители почти всего постсоветского пространства – от Украины и Беларуси до Владивостока.

– Почему вы называетесь "ОАЗИС"?

– Это аббревиатура: "Объединение Авторов, Зрителей и Исполнителей". Именно такие люди 9 сентября 2006 года собрались на Комсомольских прудах и решили, что это объединение Обнинску нужно.

– Бардовский жанр в кризисе или он находится в своей комфортной нише, где никому не мешает? Обрадовались бы вы такой же его популярности, какая была в 60-70-е годы?

– Я не знаю такого жанра – "бардовский". Может быть, со мной не согласятся многие, но авторская песня – это форма существования поэзии, которой не одна тысяча лет. Так что вряд ли она может быть в кризисе. В кризисе скорее пребывает само движение самодеятельной песни. Возможно, несколько устарела форма традиционных концертов. А скорее просто прошла мода. Как говорил Окуджава, настоящих любителей поэзии всегда было немного, а в громадные залы в начале 60-х годов на поэтические вечера приходили, скорее отдавая дань моде, чем любви.

Добавлю: в 60-70-е годы авторская песня и поэзия брали на себя некие дополнительные функции: донесение до людей той информации, которую в те времена не могли донести ни СМИ, ни кино по вполне понятным причинам. Концерты были наименее контролируемой формой разговора творца с публикой. Так что снижение зрительской активности – в порядке вещей.

В нашем городе проходит фестиваль "Обнинская нота" – фестиваль молодой, но интересный по составу, знакомящий как с классикой авторской песни, так и с представителями современной "новой волны". А обнинцы знать не знают, что у них под боком происходит такой праздник, – вот что обидно. Как любые нормальные люди, выходящие на сцену, мы, конечно, не огорчились бы, увидев, полный зал. Хотя "умные песни для думающих людей", по определению Владимира Ланцберга, все-таки естественнее звучат в небольших аудиториях, ибо это, в отличие от массовой культуры, – разговор.

– Есть ли внятные признаки, по которым можно определить этот жанр?

– Авторская песня – она потому и авторская, что является творением автора, который волен обращаться к разным жанрам: рок-н-роллу, джазу, регги. Впрочем, есть признак, с которым соглашается большинство авторов и любителей авторской песни: приоритет поэтического слова.

– Почему, на ваш взгляд, Окуджава и Высоцкий открещивались от клубов самодеятельной песни, а Визбор с Сухановым – нет?

– КСП – это организация, а не жанр. Кому-то нравится "быть в рядах", кому-то нет. В своем время сеть клубов самодеятельной песни была просто необходима, чтобы, с одной стороны, быть неким буфером между авторами и властью, с другой стороны – выполнять административные функции своеобразного коллективного "продюсера". Ведь не каждого барда принимали на работу в Госконцерт, а иных легальных или хотя бы полулегальных способов выйти к зрителю не было.

Но, как и любые союзы, клубы в какой-то момент становились тесны для своих выдающихся участников. Кроме того, далеко не все члены этих клубов интересовались самой авторской песней. Многих в КСП привлекала тусовка и все, что ей сопутствовало. Вот их-то сейчас совсем не интересуют новые формы песенной поэзии.

В 90-е и позже от КСП отдалились многие авторы. Например, Виктор Архипович Луферов. А вот Булат Окуджава и Владимир Высоцкий пришли в авторскую песню не через КСП, скорее наоборот: их, уже известных авторов, стали приглашать на фестивали: Окуджава бывал на московских фестивалях и слетах КСП. Юрий Визбор и Александр Суханов находили КСП полезными, сами были их участниками.

"ОАЗИС" иногда ошибочно принимают за клуб. Но мы – творческое объединение, которое к тому же делает шаги на пути к театру песни. Однако театр – название почетное и ко многому обязывающее, поэтому мы пока не решаемся себя так назвать.

 

Сергей КОРОТКОВ.

 

 © bards.ru 1996-2024