В старой песенке поется:
После нас на этом свете
Пара факсов остается
И страничка в интернете...
      (Виталий Калашников)
Главная | Даты | Персоналии | Коллективы | Концерты | Фестивали | Текстовый архив | Дискография
Печатный двор | Фотоархив | Живой журнал | Гостевая книга | Книга памяти
 Поиск на bards.ru:   ЯndexЯndex     
www.bards.ru / Вернуться в "Печатный двор"

10.01.2015
Материал относится к разделам:
  - АП и школа
  - Фестивали, конкурсы, слёты, концерты, проекты АП
Авторы: 
Буйлова Надежда

Источник:
Буйлова, Н. В бардах только детушки / Н. Буйлова // Учительская газета. – 2014. – 18 нояб.
 

В бардах только детушки

"Зеленая карета" вновь приехала в Красногорск

 

Уже пятый раз в Подмосковье проходит Международный фестиваль авторской песни "Зеленая карета – 2014". Уникальный песенный праздник собирает молодых бардов со всей России и ближнего зарубежья: Алтайский край, Республика Белорусь, Калининградская область, Украина... Всего в заключительном концерте приняло участие больше 40 выступающих – 34 номера, и многие из них – выступления дуэтов или ансамблей.

 

Дети на этом фестивале – главные барды

 

"Зеленая карета" – единственный на территории постсоветского пространства фестиваль для молодых исполнителей бардовской песни. Его идейный вдохновитель, Леонид Петрович Беленький, уже пять лет собирает под своим крылом самых разных ребят, которых объединяет одно – любовь к авторской песне и готовность этой любовью делиться. Сам фестиваль устроен таким образом, что на нем нет места духу соперничества – все, кто приезжает в Москву, уже победители. Для участия в фестивале достаточно заполнить регистрационную форму, прикрепить к ней аудиозапись своего выступления и свое фото и отправить на электронный ящик фестиваля, а жюри выберет лучших. В этом году в заочном этапе конкурса приняло участие более ста исполнителей. Конкурс – три человека на одно место.

"Зеленая карета" проходит пять дней, которые до отказа заполнены событиями и мероприятиями. Первые два дня посвящены мастер-классам – например, здесь можно послушать актера и композитора Бориса Кинера, одного из участников известного дуэта Кинер-Цитриняк. "Пусть жестковат и говорит все прямо в лицо, зато какой талант – любую песню за пятнадцать минут "сделает" – делятся впечатлениями участники семинара. Для педагогов в этом году впервые проводились курсы повышения квалификации продолжительностью 72 часа с выдачей удостоверения государственного образца.

 

Приятно и волнующе выступать вместе с настоящим бардом...

 

Дети тоже слушают советы мэтров – Варя Лебедева из Волгограда была на мастер-классе барда, члена жюри Грушинского фестиваля Сергея Матвеенко:

– Было очень здорово! – говорит девочка. – Я уже четыре года занимаюсь гитарой и пою, но про такие вещи никто не расcказывал – как работать с микрофоном, как кланяться, как выходить на сцену. Это тоже важно, иначе на сцене сыграть можешь, а потом отсоединяешь шнур от гитары – и весь зал уши затыкает, потому что фонит. И выступать после этого не страшно.

Ее педагог Валерия Носикова преподает в МОУ ДЮТЦ Краснооктябрьского района Волгограда. Вместе с Аркадием Носиковым она привезла в Москву двух своих воспитанников – Варю и Сашу Дуба. На фестиваль они приехали первый раз и делятся впечатлениями:

– Мастер-классы лишний раз показали нам, что все те принципы, которые мы применяем на уроках, не мы придумали. А еще эти семинары подтверждают, что все очень разные – и преподаватели, и ученики, и сами ведущие. Единственное, о чем, пожалуй, жалеем – очень хотелось бы встретиться с Сергеем Никитиным, у нас весь репертуар для детей построен на его песнях. Но, может быть, в следующем году получится...

Главная идея фестиваля – все должны делать дети. Уже пять лет назад ни один преподаватель не мог выступать с ними на одной сцене ("Случайно однажды мелькнул какой-то взрослый аккомпаниатор на первой "Карете", но уже на следующий год мы это категорично запретили", – вспоминает Леонид Беленький). Выступления детей не "разбавлены" выступлениями взрослых бардов, а в этом году даже микрофоны на концертах выставляют школьники, которые занимаются во ДК. Традиционно ведущие всех концертов – старшие участники фестиваля. Павел Ардабьевский, представитель оргкомитета, вообще утверждает:

– Нужно делать не только концерты силами детей. В идеале и слова для ведущих должна писать отдельная команда ребят-спичрайтеров, и стенгазету должны делать сами дети. А организаторы должны задавать только общее направление.

 

Участники фестиваля готовы репетировать везде и всюду

 

Все эти дни участники не просто ходили на мастер-классы, общались и гуляли по Москве, а готовились к самому серьезному испытанию – гала-концерту, который традиционно проводится в последний день. И подготовка, надо сказать, самая разнообразная – например, почти на всех фестивалях есть формат общения "Гитара по кругу". Все собираются в холле и поют, что в голову взбредет. Обычно посиделки заканчиваются часа в четыре утра, зато именно здесь завязываются самые прочные дружеские связи – некоторые ребята ухитряются после таких вечеров репетировать по скайпу и приезжать на другие фестивали уже вполне состоявшимися ансамблями. Более серьезное испытание – подготовительный концерт в Боголюбовской библиотеке, который проходит накануне главного выступления. Участники пробуют свои силы в камерном Каминном зале, где каждый может исполнить песню по своему выбору.

И, наконец, в последний день фестиваля в концертном зале "Подмосковье", что в Красногорске, участники дают финальный концерт для всех желающих. Зал рассчитан на тысячу зрителей, поэтому на концерт приглашаются все – в основном это жители Красногорска. В этом году "Зеленая карета" стала частью празднования Дня народного единства, что неоднократно отмечали устроители фестиваля.

Разумеется, на фестивале не только пели, но и общались, делились опытом и проблемами. Главная проблема современных клубов авторской песни для детей, по словам педагогов, – это нестабильность их состава. "Мы не можем вырастить достойные вторые-третьи голоса, потому что упорства у детей не хватает. Как только они чему-то успевают научиться, они уходят из-за ЕГЭ и ГИА, из-за того, что где-то что-то не получается с первого раза... Упорства не хватает, а зачастую – и времени", – высказал общее мнение один из преподавателей. Если честно, ужасно жаль – посмотрите на одухотворенные лица ребят-бардов, таких нынче не носят! Родители и педагоги, берите на вооружение авторскую песню!

 

Участники и организаторы фестиваля (крайний справа в нижнем ряду – Леонид Беленький)

 

Второе, на что жалуются учителя – слабо сформировано сообщество педагогов, работающих с детьми через авторскую песню. Это сложно реализуемо, поскольку, с одной стороны – нет такой профессии, как "преподаватель авторской песни", с другой – из-за недостатка финансирования сложно выбираться куда-то на песенные смотры. Да, взрослые фестивали авторской песни живут и процветают, пусть даже известны они в достаточно узких кругах (хотя про Грушинский слышали все), а вот с детским творчеством все немного сложнее. Мероприятий масштаба "Зеленой кареты" раз-два и обчелся, можно вспомнить "ПойМай", "Зимородок" и Зимнюю и Летнюю школу авторской песни, но по степени раскрученности они сильно отстают от форумов "старших".

Олег Митяев, народный артист России и председатель оргкомитета конкурса, не скрывает:

– К сожалению, это единственный такой фестиваль сегодня. Он держится на одном человеке. Беленький этот фестиваль выпестовал и до сих пор удерживает его на плаву. Он, конечно, уникум, и таких единицы, но пока такие еще люди есть — жить будем.

Надо сказать, что "Зеленая карета" уникальна еще и тем, что ее организаторам с самого начала удалось заручиться поддержкой органов власти и солидных общественных организаций. Организаторами фестиваля выступают администрация столицы Подмосковья, Красногорска (она обеспечивает проживание, питание и предоставляет сцену для выступлений участникам "ЗК"), Городской центр авторской песни (КСП) Москвы, Архивная служба авторской песни, Союз деятелей авторской песни, портал авторской песни bards.ru. А в этом году фестиваль поддержало и Министерство культуры РФ, что, конечно, свидетельствует об авторитете форума. Это уже, согласитесь, прецедент – государство обратило внимание на бардовскую песню как средство воспитания новых поколений.

Как почти на любом мероприятии, которое собирает участников из многих городов, главное происходит не в официальной части. Дети и подростки удивительно быстро находят общий язык, если у них есть хотя бы одна общая тема, а для участников этого фестиваля такая тема – пение под гитару. Кажется, они готовы петь всегда и везде – когда идут к автобусу, они напевают, на вечерних посиделках с гитарой поют хором, распеваются перед выступлением и до четырех утра пытаются наговориться и напеться до следующего фестиваля...

...Здесь не ставят цели сделать из юных участников профессиональных исполнителей авторской или какой-то иной песни. Но то, что все они будут творческими людьми в самых разных сферах, организаторы (и информационный спонсор в лице "Учительской газеты") не сомневаются. А еще "Зеленая карета" хороша тем, что дарит радость от общения с единомышленниками. А ведь она остается с теми, кто ее испытал хоть однажды, навсегда.

 

Фото Ольги Сухановой

 

 © bards.ru 1996-2024